На машины из Армении массово доначисляют утильсбор. Кого это затронет

0 комментариев

AliExpress WW

Юрист Воропаев пояснил рассказал о проблемах с отменой доначисленного утильсбора Россиянам стали массово доначислять утилизационный сбор на автомобили, ранее ввезенные из Армении. Суммы, которые требует доплатить ФТС, могут кратно превышать стоимость самих машин


            На машины из Армении массово доначисляют утильсбор. Кого это затронет

Фото: Федеральная таможенная служба

Физлица-владельцы армянских машин подавали документы в российскую таможню с просьбой списать утильсбор по льготным ставкам, поскольку машина изначально покупалась для личного пользования.

«В постановлении по утильсбору № 1291 прописан регламент по администрированию таможней «утиля» и по приему документов по нему. Там сказано, что списание утильсбора носит заявительный характер. Для рассмотрения таможней заявления отводится 5 рабочих дней. Что должна делать таможня? Во-первых, проверить пакет документов и сам расчет утильсбора: соответствует ли заявленным требованиям машина, сам пакет документов. Теперь получается, что таможня приняла документы, списала «утиль» и стала присылать доплаты за несоответствие. Получается, она сама не исполнила требования законодательства», — считает Сергей Шубин.

Урегулировать ситуацию через суд и другие инстанции автовладельцам не удается.

«Писали уже уполномоченному по правам человека в Краснодарском крае, депутату Ярославу Нилову, в комитет по материнству и детству, уполномоченному представителю президента, сенаторам Матвиенко и Артамонову <…> Артамонов возмутился и отметил, что, если бы люди знали, что придется доплатить не 5 200 руб., а 2 млн руб., то не покупали бы такие машины. В п. 12 правил четко прописано, что таможня должна проверять не просто деньги на счете, а правильность исчисления утилизационного сбора. Это очень важно. Допущены нарушения при приемке документов, это массовые нарушения должностными лицами, таможней», — сказал Шубин, добавив, что наличие проблемы с коэффициентами признают и в ФТС. 

По словам собеседников, массовые проблемы наблюдаются преимущественно в Южном федеральном округе по машинам, растаможенным на ростовской, краснодарской, астраханской, сочинской, крымской, севастопольской таможнях.


            На машины из Армении массово доначисляют утильсбор. Кого это затронет

Фото: Belkin Alexey / NEWS.ru / Global Look Press

Сама федеральная таможенная служба чаще всего ссылается на отсутствие у автовладельцев свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС). При этом на многие машины, что ввозятся для личного пользования, оно не выдается: советом ЕАЭС было решено, что на машины до 2015 года выпуска данное свидетельство не требуется.

29 августа 2025 года было дано разъяснение «О правилах и особенностях исчисления и уплаты утилизационного сбора» на сайте Южного таможенного управления (ЮТУ). Но это случилось лишь после проведенных проверок и массового доначисления утилизационного сбора гражданам после его уплаты.

Законно ли доначисление утильсбора на автомобили из Армении

Граждане, столкнувшиеся с требованием таможни доплатить «утиль», считают себя добропорядочными и невиновными в сложившейся ситуации. Однако, по мнению автоюриста Льва Воропаева, к которому Autonews.ru обратился за комментарием, доля истины в действиях таможенных органов присутствует.

«Действительно, постановление правительства № 1291 и сложившаяся практика предоставляет таможне право в течение трех лет довзыскивать недоплаченный размер утилизационного сбора, поэтому в этой части вряд ли что-то будет изменено. Думаю, здесь стоит рассуждать именно о тех пенях, которые они начисляют. С учетом недобросовестного или ошибочного поведения должностного лица, я полагаю, что именно пени должны быть предметом судебного разбирательства и уменьшения. В этой ситуации, я думаю, акцентировать внимание нужно именно на этом», — считает юрист.

Собеседник отметил, что недоплаченный «утиль» сегодня взыскивается через суды по всей стране.

Одной из главных проблем юрист назвал слишком частое изменение правил начисления утилизационного сбора, которые пересматриваются «чуть ли не раз в квартал». Эксперт считает, что часто именно из-за этого сотрудники ФТС допускают ошибки.

«К примеру, служба, не разобравшись в полном объеме, начинает доначислять утильсбор на автомобили, произведенные на территории Казахстана, что были ввезены в Россию якобы, как предполагали граждане, как товары ЕАЭС. Как оказалось, это было не совсем так. По заверениям автовладельцев, ФТС их уверяла, что это не повышенный утилизационный сбор, а в итоге через год его доначислили по повышенной ставке», — отметил Воропаев.


            На машины из Армении массово доначисляют утильсбор. Кого это затронет

Фото: Федеральная таможенная служба

Обращение со стороны владельцев армянских машин с доначисленным «утилем» было рассмотрено в Краснодарской транспортной прокуратуре. Копия ответа имеется в распоряжении Autonews.ru. В документе говорится о выявлении факта ненадлежащей проверки должностными лицами Прикубанского таможенного поста Краснодарской таможни представленных при подаче заявления об уплате утилизационного сбора документов. В связи с этим в адрес и.о. начальника Краснодарской таможни внесено представление.

Вместе с тем в ответе указывается, что постановлением правительства от 29.12.2023 № 2407 «О внесении изменений в постановление правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. № 1291» указанная правовая норма изложена в новой редакции, действие которой распространилось на правоотношения, возникшие до его принятия, дополнена альтернативным условием о возможности уплаты утилизационного сбора по ставкам, предусмотренным для транспортных средств для личного пользования (ТСЛП), в случае оформления документов, подтверждающих право собственности плательщика утилизационного сбора на транспортное средство, до 29 октября 2023 года (включительно).

«Изучением представленных документов и сведений установлено, что таможенные платежи при осуществлении таможенного декларирования уплачены в Республике Армения не по единым ставкам или в виде совокупного таможенного платежа в порядке, определенном главой 37 ТК ЕАЭС, свидетельства о безопасности конструкции транспортных средств отсутствуют. Данные обстоятельства свидетельствуют о несоответствии принадлежащих указанным лицам автомобилей критериям, предъявляемым к ТСЛП, и невозможности применения в отношении него льготного коэффициента в размере 5 200 руб.», — говорится в ответе.

Как пояснил юрист Воропаев, в сложившихся обстоятельствах гражданам можно попробовать побороться за начисленные пени в суде, однако отменить само доначисление утильсбора будет проблематично.

Autonews.ru обратился за комментарием в Федеральную таможенную службу.


            На машины из Армении массово доначисляют утильсбор. Кого это затронет

Фото: Komsomolskaya Pravda / Global Look Press

Читайте также:

Авторы Теги Александр Воронцов Обозреватель Autonews

Источник: www.autonews.ru

AliExpress WW

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

AliExpress RU&CIS NEW

ВсеИнструменты

Свежие записи